Читать статью В. Л. Ефимовой, И. А. Лысовой
«Акустические стволовые вызванные потенциалы у детей с аутизмом и расстройствами речевого развития до и после тренинга по методу А. Томатиса».
Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.
В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций.
Кроме того, он сделал следующие выводы:
• Восстановить способность слушать, возможно, путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
• Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
• Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.
На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроение и т. д. Метод коррекции слуха, незапатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).
Слуховая дифференциация
Вспомните, когда зимой вы идете в теплой, плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, в последний момент тело словно содрогается от испуга. Почему так происходит?
Дело в том, что этот шум восприняли ваши кости (скелет реагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем уши, и очень хорошо проводит звук). Дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком много слышат своим телом.
Проблема заключается в отсутствии у таких ребят механизма избирательного отсева поступающей подобным образом информации. Поэтому люди с дефицитом внимания и (или) с гиперактивностью и ребята с аутизмом вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию, либо сортировать её. В первом случае они чувствуют себя словно забросанными раздражителями, даже малейшими. Во втором - становятся апатичными и чересчур спокойными и перестают фокусироваться на том, что слышат.
В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня и - одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать. Например, одни дети во время урока могут сосредоточиться на том, что говорит педагог, и не обращать внимание на шум, доносящийся из коридора. А другие ребята испытывают проблемы обучения из-за того, что не воспринимают речевые частоты (от 1000 до 3000 герц).
Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать. А ещё ухо такого ребёнка обладает способностью защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц среднего уха, расслабляется барабанная перепонка, и тогда ребёнок или отгораживается от слушания, или компенсируют это явление движением.
Например, гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).
В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.
В середине XX века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ. В 1954 году это исследование получило подтверждение в Парижской Академии наук.
И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.
Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.
Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга. Очень громкие звуки напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает соответственно подстраиваться, регулироваться – так ухо защищается от громких звуков. Если прибавить громкость звуков в наушниках, то со временем ухо устаёт и расслабляет барабанную перепонку, приходится снова прибавлять звук, и опять повторяется тот же процесс.
Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим. Таким образом, снижается диапазон слушания. Мы усиливаем в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и поэтому устаем. Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.
Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышат только высокие частоты (через околоплодную жидкость и через костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается.
Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивали прежде.
Ухо у ребенка пластично до 10-12 лет, далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков [л] [ш], и со временем жители страны восходящего Солнца способность воспринимать эти звуки).
В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие "слуховую терапию", продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Другой исследователь, Тим Гилмор, провел более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра
Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил заключения сделанные Стуттом. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
Повышение уровня коммуникабельности - 89 %
Увеличение концентрации внимания - 86 %
Уменьшение уровня расстройств - 80 %
Понимание чтения - 85 %
Качество речи - 74 %
Память - 73 %
Запись по буквам - 69 %
Зрелость - 84 %
На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили, увеличили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки.